При взаимодействии страхователя и страховщика довольно часто возникают ситуации, когда одна из сторон не согласна с действиями другой. В этом случае она предъявляет свои претензии и начинает страховой спор.
Классификация страховых споров
Чаще всего споры классифицируют в зависимости от произошедшей ситуации:
задержка в осуществлении выплаты
страховая признала себя банкротом
повышение квалификации сотрудников
размер компенсации был занижен
договор был расторгнут без весомых причин
отказ в выполнении обязательств
организация отказала в оформлении страхового случая
длительный период рассмотрения случая
Понтия и виды
Понятие страховых споров относится к области страхового права. Урегулирование страховых споров представляет собой совокупность юридических мер, предпринимаемых для решения возникшей проблемы. Оптимальное развитие событий предполагает достижение договоренности между сторонами мирным путем в досудебном порядке. Однако договориться получается не всегда. В этом случае приходится прибегать к помощи суда.
Споры со страховыми фирмами можно разделить на следующие виды:
Преддоговорные споры. Споры, которые могут возникать на этапе заключения соглашения между страхователем и страховщиком
Споры, основанные на выполнении условий договора
Споры, связанные с изменением условий, досрочным прекращением или расторжением контракта
Споры могут возникать как по добровольному, так и по обязательному страхованию. Чаще всего причиной для них становятся отказы компании в осуществлении выплаты. Причем они могут носить объективный характер (несоблюдение договора, непредоставление полного пакета документов) или возникают по причине нежелания страховщика выполнять свои обязательства.
Как они возникают?
Страховой спор возникает в случае несогласия одной стороны договорных отношений с действием другой. Рассмотрим наиболее частые случаи.
Отказ в компенсации
Произвести отказ в компенсации возможно только в том случае, если событие признано нестраховым. Чтобы разобраться, является оно таким или нет, следует внимательно читать условия договора, в них четко прописывается, за что страхователь может получить выплату, а за что – нет.
Также отказ можно получить в следующих ситуациях:
задержка в уведомлении страховой о произошедшем событии
неуведомление компании об изменении вероятности риска
возникновение неблагоприятного события по вине страхователя
Снижение размера выплаты
Такие споры со страховыми компаниями очень редко удается решить путем досудебного решения и они чаще всего передаются в суд. Это происходит по той причине, что несмотря на то, что факт повреждения или порчи объекта легко доказуем, денежная оценка данного события не так однозначна.
Затягивание сроков выплаты
В этом случае страхователь может претендовать на взыскание с организации штрафа за каждый день просрочки.